Теперь, когда кто-то из моих заграничных гостей начинает говорить о медведях-балалайках-водке-и-шапке-ушанке, я молча достаю с полки две книги — "Русь сказочная" и "Русь богатырская". А потом любуюсь восхищенными взглядами, причмокиваниями и посвистываниями. Гостей можно понять — иллюстрации Николая Кочергина в этих книгах — неописуемая красота, насквозь пропитанная русским духом.
Рисунки к "Руси сказочной" — самые великолепные и родные иллюстрации к волшебным сказкам, какие только можно себе представить. Так и чувствуется в них вся широта русской души, красота природы, прелесть барышень, стать молодцев, роскошь убранства и костюма и величие архитектуры. В "Руси сказочной" впервые собраны все полноцветные работы, созданные Николаем Кочергиным к русским волшебным сказкам. И, тем не менее, это не книжка-картинка, как Нигмовский сборник "Русские сказки для самых маленьких". Здесь на каждую сказку всего несколько иллюстраций, но их достаточно, т.к. много рисунков на разворот и книга рассчитана на школьников. Отдельно радует выравнивание полностраничных иллюстраций — фигуры людей нигде не попадают на сгиб, и великолепное качество их печати. Чего не скажешь об одностраничных иллюстрациях — видно, что печатались они не с оригиналов, а с более ранних изданий сказок 1958 и 1986 года.
Авторы пересказов: классики — Ирина Карнаухова (4 сказки), Михаил Булатов (1 сказка — "Сивка-Бурка", опечатка в содержании), Тамара Габбе (1 сказка), и никому не известные Максим Новиков, Наталья Мороз, Елена Лазарева и Наталья Моро. Пересказы Новикова и компании читаются легко и плавно, но создается ощущение, что из-за некоторых упрощений утерян "русских дух" и самобытность языка, предложения стали короче, и певучесть уже не та. Плюс, конечно, играет роль вопрос привычки, сказки в любимых обработках А.Афанасьева, К.Ушинского, М.Булатова, А.Нечаева, А.Н.Толстого знакомы с детства, и сохранились в памяти добуквенно. В целом в последнее время огорчает тенденция отношения к тексту, как к чему-то вторичному, иногда на обложках детских книг красуются имена иллюстраторов, а авторы скромно ютятся в выходных данных. Бывает, что авторы и вовсе не указаны, не говоря уже о переводах и пересказах. Особенно это заметно по сказкам, и часто нам остается лишь гадать, в чьей обработке они приведены.
Приятный умеренный дизайн книги не режет глаз и смотрится довольно гармонично — очень легкая тонировка бумаги с мелкой фактурой зерна, деликатные, почти невидимые орнаменты по краю страниц и такие же воздушные узорчатые рамки вокруг названий сказок. Единственное, что смущает, это прием широких верхних полей и отсутствия узоров по нижнему краю, из-за чего создается ощущение, что вся верстка съехала вниз, и рисунки "падают".
И, несмотря на все сказанное, "Русь сказочная" меня радует — это одно из самых красивых изданий русских сказок на сегодня. Но "Русь богатырская" радует еще больше.
"Русь богатырская" — великолепная книга о ратных делах и подвигах славных русских богатырей, о смелости Ильи Муромца, храбрости Алеши Поповича, мудрости Добрыни Никитича, силе Святогора, хитрости Вольги Всеславьевича, красоте Василисы Микулишны и звонких гуслях Садко. Могучая богатырская Русь-матушка предстает в рисунках Кочергина во всей красе. Простираются "широкие поля крестьянские, леса зеленые, города торговые с теремами золотыми да соборами белокаменными, моря синие", плывут по заводям лебеди, куют кузнецы судьбы, да княжит в великом Киев-граде Владимир Красно-Солнышко. Так и веет со страниц силой богатырской.
Классический пересказ Ирины Карнауховой настолько хорош, что после прочтения книги говоришь дома "былинным слогом", проникаешься любовью к земле и гордишься Родиной. Автору удалось сохранить старинные мотивы, и при этом сделать текст понятным современному ребенку. Для пояснения значений устаревших слов в книге даны удобные сноски по ходу текста.
Это самое лучшее издание былин на сегодня. В Детгизе в 1949 году выходила книга "Русские богатыри", которая издавалась потом не раз, но черно-белые автолитографии Кочергина к "богатырской" серии были изданы только однажды — в 1964 году в эстампных мастерских издательства "Художник РСФСР" тиражом всего 500 экземпляров. Добавим к ним крайне редкие полностраничные полутоновые иллюстрации, тонированные белилами, и получим поистине уникальную книгу. По причине того, что иллюстрации собраны из разных изданий, рисунки иногда немного опаздывают за текстом, на иллюстрациях, не соответствующих тексту, есть сноска на оборотной стороне, с указанием отрывка повествования и номером страницы, так что неудобство практически не ощущается, зато мы можем любоваться бОльшим количеством рисунков Кочергина.
Качество изданий на высоте.
Увеличенный формат, шикарная твердая обложка с русским орнаментом с блинтовым тиснением и двухцветной матовой фольгой, плотная матовая мелованная бумага с легкой тонировкой, изумительная печать разворотных и концовочных иллюстраций, и чуть хуже — одностраничных, красная шелковая ленточка-ляссе, крупный четкий шрифт.
В конце есть приятное дополнение — раздел в "В мастерской Н.М.Кочергина" — несколько разворотов с эскизами мастера, жаль, без статьи о художнике.
OZON.ru — Русь сказочная. Русские волшебные сказки | Наследие Н. Кочергина |
"в Лабиринте"
"Русь богатырская" парная книга к "Руси сказочной", но это не двухтомник. Книга изумительная, безоговорочно рекомендую ее и маленьким богатырям, и барышням.
Сейчас на Озоне на нее 50% скидка.
OZON.ru — Русь богатырская. Былины | Ирина Карнаухова | Наследие Н. Кочергина |