Дорогие Читатели! Наш сегодняшний гость — известный художник и иллюстратор Алексей Дмитриевич Рейпольский. Его работы хранятся во многих музеях страны, в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, в частных коллекциях в России и за рубежом. А за четыре десятилетия художник оформил и проиллюстрировал более 70 книг!
— Здравствуйте, Алексей Дмитриевич! Для Книжного Шкапа Ваш визит – большая честь. У нас есть уйма вопросов, так что давайте начнем по порядку.
Где и как прошло Ваше детство?
— Я родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и здесь прожил с детства до наших дней. Только закончилась война, все жили очень скромно. Родители – служащие. У нас была маленькая, но отдельная квартира на втором этаже, правда, без удобств, но тогда и это было далеко не у всех. Книжки были тогда не дорогие, по радио – много интересных передач для детей, так что было не скучно.
— Какая у Вас была любимая детская книга?
— Маленьким я очень любил всякие сказки – и народные, и разных хороших писателей – Пушкина, Лермонтова, Андерсена, Братьев Гримм, Шарля Перро, Ершова, Бажова и прочих. Сперва читали родители, а потом сам.
— Расскажите, как вы стали художником?
— Мой старший брат – Владимир – любил рисовать, а я больше лепил из пластилина.
Когда я окончил четвёртый класс, родители меня отдали в Среднюю Художественную школу при институте имени И.Е.Репина. После окончания школы поступил в институт на графический факультет, который закончил в 1969 году по мастерской книжной графики под руководством профессора М.А.Таранова. Дипломная работа – иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Игрок» в технике линогравюры. Работал некоторое время художественным редактором в издательстве «Детская литература» и «Художник РСФСР».
Работая в издательстве, сделал свою первую книгу (оформление и иллюстрации) – Василий Лебедев «Высокое поле». Переплёт тканевый, с тиснением, форзац, рисунки перовые. В те годы большинство книг выходило с чёрно-белыми иллюстрациями.
— Сколько времени занимает у вас иллюстрирование одной книги?
— Продолжительность работы зависит от объёма материала, сроков издательства, техники и других причин. Я люблю работать медленно, стараюсь сделать на пределе своих возможностей. Первую книгу делал год (служба отнимала много времени), «Спящую красавицу – 2 года, по той же причине. «Золушку» — тоже год – техника офорта требует времени. На «Сказки» А.С.Пушкина ушло с перерывами около 8 лет, а на «Маскарад» М.Ю.Лермонтова – 22 года. Приходилось прерывать работу и делать заказы.
— Вы работаете и маслом, и акварелью, и пастелью…А какая Ваша любимая техника?
— Больше всего мне нравится масло – можно долго работать, вносить поправки и улучшать. И краски не боятся света!
— Есть ли художники, повлиявшие на Ваш творческий путь? Кто Ваши самые любимые иллюстраторы?
— Постоянно смотрю и изучаю всех хороших мастеров – как европейских, так и наших, в музеях и по книгам. Русские иллюстраторы – К.И.Рудаков, Е.А.Кибрик, А.Ф.Пахомов оказали сильное влияние. Мой учитель – Михаил Афанасьевич Таранов – был учеником Рудакова, Билибина, Шиллинговского, и нас так учил, часто их цитируя.
— Как вы относитесь к компьютерным иллюстрациям?
— Не видал ничего хорошего.
— Какие советы вы можете дать начинающему иллюстратору?
— Постоянно работать над собой, учиться рисовать. Внимательно читать автора, прилежно собирать необходимый материал. Показывать работу опытным и доброжелательным художникам. Не браться за недоброкачественные заказы – по возможности. Никогда не работать вполсилы.
— Вы проиллюстрировали более 70 книг! На Ваш взгляд, какая Ваша книга самая лучшая? Над какой было труднее всего работать?
— Считаю иллюстрации и оформление драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» самой серьёзной своей работой, хотя и самой трудной.
— Как Вы пришли к иконописи?
— В начале 90-х годов стали восстанавливать церкви, я имел небольшие заказы на иконы и начал осваивать эту новую для меня работу. В зависимости от задания, делал в разных стилях и техниках: темперой — на дереве, маслом — на холсте, с использованием позолоты и т.д. Помимо небольших, сделал ряд крупных работ.
— Что вас вдохновляет?
— Возможность сделать хорошую работу, которая будет служить людям.
— Какие, на Ваш взгляд, задачи у детской книжной иллюстрации? Что в иллюстрациях для детей должно быть обязательно, а чего, по Вашему мнению, не должно быть вовсе?
— Иллюстрации должны максимально достоверно и убедительно представить читателю героев книги, точно следовать тексту и правде жизни. Не должно делать сцены жестокости и безысходности, бессмысленной злобности, унижения, а так же всяких монстров, которые ранят душу ребёнка и врезаются в память, пугая его.
-Что отличает хорошую иллюстрацию от плохой?
— Хорошая иллюстрация понятна и без текста, она красиво скомпонована, изящно нарисована и благородна по цвету, её приятно смотреть.
— Какую книгу Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
— Библию – Новый Завет.
— Каким вы видите будущее книги?
— Мне кажется, что книги ещё долго будут нужны, особенно умным людям. А детская книга, как наиболее удобная и информативная, просто необходима.
И некоторые вопросы от наших читателей:
— В какой сказке Вы хотели бы очутиться и побеседовать с её героями, о чём бы Вы их спросили?
— «Скатерть-самобранка» и «Кошелёк-самотряс». Я попросил бы одолжить мне их на время, чтобы окантовать работы, сделать персональную выставку и издать хороший каталог :))
— Почему художники иногда рисуют не то, что написано в тексте? Почему, например, русалка не на ветвях сидит? И что сказать по этому поводу ребёнку?
— Хорошие художники обычно следуют тексту. Русалки, «как известно», живут в воде и ночью выходят погреться в лунном свете, сидя у воды на склонённых ивовых ветвях. Глупо было бы рисовать их высоко на дереве!
— Как Вы находите свои образы? Ваши персонажи невероятно хороши и красивы! В метро, в знакомых людях, в кинематографе или только в своем воображении?
— Образы героев подсказывает текст, согласно времени и месту действия. Художник должен внимательно изучат природу, людей, животный мир, произведения великих мастеров прошлого, стараясь проникнуть в тайны их красоты, чтобы затем по своему произволу создать незабываемый образ.
— Есть ли книга, которую Вы бы очень хотели проиллюстрировать, но пока такой возможности не представилось? Или мечта уже сбылась?
— Мне очень хочется сделать иллюстрации к книге А.С.Пушкина «Повести Белкина», но пока нет заказов.
— Кем бы Вы могли стать, если бы не стали художником?
— Я бы стал искусствоведом и реставратором, как Савва Ямщиков.
— Кем были Ваши родители? Очень хотелось бы немного узнать о семье — жена/дети, чем они занимаются, что стало для них работой?
— Папа и мама были служащие. Жена окончила художественно-педагогический техникум, работала сначала в школе, а потом в проектном институте. Сын, как и я, окончил СХШ, потом – училище имени Барона Штиглица, затем Костромскую духовную семинарию и Петербуржскую Духовную Академию. В настоящее время – кандидат богословия и член СХ СПб. Пишет портреты, пейзажи и исторические картины.
-Спасибо Вам огромное за Ваш труд! Читатели передают Вам свое восхищение чудесными иллюстрациями и желают крепкого здоровья, творческих сил и долгих лет жизни! И напоследок, по традиции, Ваше пожелание читателям Книжного Шкапа?
— Всем дорогим читателям желаю быть здоровыми и счастливыми, любить родную нашу страну, её язык, историю, культуру, и иметь всегда на столе красивые интересные книги!
Все книги с иллюстрациями Рейпольского:
Книги Рейпольского в "Лабиринте"
Спасибо всем Читателям за интересные вопросы, сборник сказок Пушкина "Золотые сказки" с автографом Алексея Рейпольского отправляется к Алене aka_mamzelle!
![]() |
Ozon.ru — "Золотые сказки" А. С. Пушкин, А.Д.Рейпольский |
в "Лабиринте"
Обзор книги: http://taberko.livejournal.com/221249.ht