Блог

20 comments Игры для изучения цветов и оттенков

Как и обещала, делюсь своей статьей в журнале "Малышок".


С первых дней жизни малыша окружает многообразный разноцветный мир, однако в младенчестве он еще не способен различать все цвета и оттенки, цветовое зрение человека меняется постепенно. Чтобы жизнь ребенка становилась ярче и красочнее, чтобы он учился распознавать и запоминать цвета, играйте с ним в «цветные» игры.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают формировать новые навыки. Цвет, как форма и размер, является для ребенка одним из эталонов, на котором он может базировать знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем быстрее, осознаннее и точнее он будет ориентироваться в окружающем мире, и лучше развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания и художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные.

Даже не покупая пособий, вы легко найдете основные цвета в повседневной жизни: обратите внимание ребенка на сочные краски зелени и фруктов, насыщенные цвета игрушек, разноцветные узоры на тканях. Для того чтобы познакомить ребенка с различными цветами и их названиями, не нужно ждать особого возраста. Играть в “цветные” игры можно с рождения, просто рассказывая крохе о многоцветии вокруг него. Одевая ребенка, называйте цвета одежды: «Какую майку мы наденем — красную или синюю?». Выполняя домашнюю работу, обращайте внимание ребенка на цвет тарелок и чашек, на разные оттенки белья, которое вы достаете из стиральной машины «А вот и наше желтое одеяло!». Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: “Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее”. Во время прогулки также можно обсуждать цвета и оттенки всего вокруг. Нам только кажется, что это простые разговоры между делом, а малыш обращает внимание на цвет, познает речь, учиться слышать и понимать вас.

О ЦВЕТАХ
Все цвета подразделяют на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, и оттенки серого). У каждого цвета тысячи оттенков. Кроме этих характеристик существует цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность. Как же малышу не запутаться, и научится ощущать всю красоту разноцветного мира? Художники считают основными три цвета – красный, желтый, синий, из которых можно получить все остальные при смешивании. Добавим к ним зеленый, и получим те четыре основных цвета, с которых и следует начинать знакомство малышей. После того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами спектра.
Не стоит учить цвета по очереди (отдельно запомним красный, потом желтый и т.д.) и обозначать их уменьшительно-ласкательными словами (красненький вместо красный). Важно не называть несколько цветов одним названием, к примеру, фиолетовый, синий и голубой цвета — просто синим. Ребенок прекрасно различает оттенки и не поймет, почему разные цвета обозначают одним и тем же словом. В дальнейшем ему трудно будет объяснить, почему голубой цвет всегда был синим, а сейчас его вдруг нужно называть голубым.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТОВ
Изучать цвета с детьми следует поэтапно:

Первый этап — становление цветовосприятия. Знакомство с цветом у новорожденных происходит в период третьего-четвертого месяца жизни, когда начинают усиленно работать колбочки — клетки, которые «видят» цвета на ярком свету. Поэтому именно с этого времени можно целенаправленно вводить в игры цвет (попробовать можно уже с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше).
Игры: подвесьте над колыбелью ребенка предметы разных геометрических форм и периодически меняйте их цвет и величину. Для фиксирования цвета поочередно (с интервалом в 30 секунд) покажите малышу две картинки с простым силуэтным изображением, отличающиеся только цветом (форма и размер должны быть одинаковые).

Второй этап — отождествление предметов. Научите малыша выбирать из находящихся перед ним предметов одинаковые по цвету, одновременно проговаривая «такой – не такой, одинаковый – разный». На этом этапе дети часто вплотную прикладывают предметы друг к другу, чтобы сравнить и найти пары. Называйте цвета, но не требуйте повторения.
Игры: найти парные носочки, подобрать чашки к блюдцам, помочь рыбкам приплыть в озера своего цвета, разноцветным бабочкам – сесть на цветочки нужного цвета, собрать бумажные кружочки «капельки» определенного цвета в стакан того же цвета, разложить цветные игрушки по цветным коробкам, подобрать по цвету заплатки к одежде, заселить домик с цветными окошками жильцами, накормить игрушки цветными бубликами (колечками от пирамидки), поиграть в ковры-самолеты (рассадить разноцветные игрушки на листики цветного картона по цветам. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает), или в «поезд» (разноцветных пассажиров можно рассаживать в вагоны, которыми будут колечки от пирамидки. Если кто-то занял не свой вагон, поезд не трогается с места).

Третий этап — нахождение идентичного предмета по цвету — «Дай такой же», восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Для начала возьмите два цвета, постепенно добавьте все основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Игры: найти в комнате предметы такого же цвета, как цвет карточки или показанной игрушки. Можно добавить в эту игру элемент соревнования, и искать вдвоем, кто больше (если вы случайно ошибетесь, а малыш это заметит, будет здорово), повторить цветными кружками заданную последовательность, расположенную сначала в ряд, потом – хаотично, сложность можно многократно увеличивать добавлением количества кружков, повторить последовательность цветов игрушками тех же цветов. Рассортировать предметы разного цвета на группы, используя счетные палочки, детали мозаики, крупные пуговицы и пр. (сортировку можно усложнить, например, разложить мозаику-ягодки по цветным тарелкам не руками, а ложкой, или добавить к признаку цвета признак формы). Посадить цветные прищепки-бабочки на лепесточки того же цвета или сделать разноцветным рыбкам хвостики из прищепок, а цветным ежикам – иголки-прищепки, подходящие по цвету. Подобрать куклам одежду по цветам – шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправить их на прогулку. Построить разноцветные домики из картонных квадратиков и треугольников-крыш, потом пусть ветер сдует крыши, а малышу нужно будет подобрать подходящие по цвету и починить домики.

Четвертый этап — закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, затем назовите цвет и попросите найти кружки такого же цвета, “покормите” игрушки разноцветными кубиками — “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а неваляшка — желтые”), расплавьте цветные кубики льда в теплой воде поочередно, понаблюдайте, как окрасилась вода. Можно поиграть в динамичные ролевые игры, например, покупатель в магазине решил купить все красные товары или доктора вызывали в дом синего цвета, а водитель автобуса должен высадить игрушки разных цветов на цветных остановках: мишку – на синей, зайку – на зеленой и т.д.

Пятый этап — формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Для начала помогайте малышу: называйте цвет сами и просите повторить название, подсказывайте начало слова, задавайте наводящий вопрос.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, и попросите назвать каждый, поиграйте в цветное домино, где вместо точек – разные цвета, проговаривая при этом цвет. Вырежьте трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладывайте их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет. На улице нарисуйте мелками на асфальте разноцветные круги и загадывайте друг другу, на круг какого цвета прыгнуть.

Шестой этап — обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Игры: построить цветные заборчики, выбрав «доски» одного цвета, найти лишние кирпичи красной дорожки (добавьте зеленый и синий кирпичики), «Собрать коллекцию» (сложить предметы одного цвета в коробку), разложить карандаши по баночкам, расставить машинки в гаражи по цвету. Можно устроить цветные дни – пусть в среду вся одежда, еда, игрушки и даже вода в ванной будут зеленые, а в четверг – красные, ищите предметы выбранного цвета на улице.

Очень важно научить ребенка передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (нарисовать зеленую траву, слепить красный цветок, наклеить желтое солнышко и т.д.).
Именно продуктивная изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация — отлично знакомит с цветом. Здесь знакомство начинается с беспорядочных каракулей, штрихов, пятен. Малыш еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. На раннем этапе привлекают детей наиболее чистые цвета. Позже малышу становится интересен не только процесс закрашивания, но и восприятия пятна, у ребенка возникают ассоциации по цвету и форме. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракулей тем, что кроха уже дает характеристику цвета. В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно отличается. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. У детей появляется желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет – кирпичный, томатный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но выделяются наиболее популярные, такие как красный – Дед Мороз, помидор; оранжевый – апельсин; желтый – солнце; зеленый – лягушка, трава; голубой – небо, вода; синий – море; фиолетовый – свекла, баклажан.
Многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), лимонный (как лимон). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так. Эта игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширить словарный запас и потренировать наблюдательность. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, вишневый и т.п.
Лепка и аппликация прекрасно дополняют занятия с красками. Ведь малыш не только видит, но и руками чувствует колобки разноцветного пластилина, мнет цветную бумагу.
Поиграйте в «изобразительные» игры. Для самых маленьких подойдут «прятки»: спрячьте желтых мышек от кошки, закрасив их желтым. Пусть ребенок продолжит рисовать начатые вами линии того же цвета или вернет на место перепутанные колпачки от фломастеров. Поиграйте в «Волшебную водичку», для этого заранее приготовьте прозрачные баночки с водой, нанесите на крышечки немного цветной гуаши и аккуратно закройте. Пусть малыш потрясет их и посмотрит, как вода окрашивается. Дайте ребенку черный лист, пускай он нарисует цветной салют в небе, или поле цветов на зеленой бумаге.
Замечательно развивают цветовое восприятие детские книги с хорошими иллюстрациями. Есть специальные издания, посвященные разным цветам. Но для изучения цвета подходят и художественные книги с крупными рисунками на каждом развороте – для самых маленьких читателей. Не превращая чтение в дидактический процесс, иногда отмечайте цвет нескольких предметов на странице, через несколько дней выбирайте другие предметы. Существуют рассказы для малышей, которые специально написаны о различных цветах, например «Петух и краски» Владимира Сутеева. Есть литературные произведения для знакомства с цветами радуги, от всем известной поговорки «Каждый охотник… » до замечательных стихов: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОТТЕНКОВ
После того, как ребенок научится узнавать и различать основные цвета, можно переходить к изучению оттенков. Игры на различие оттенков помогают познакомить малыша с общепринятой системой цветовых тонов, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности, а еще позволяют классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые – темные, теплые – холодные.
Игры на подбор цветов и оттенков: подбирайте к разноцветным кружочкам из картона наиболее близкие по цвету предметы и мебель в доме. Сделайте сенсорную коробку с крашеным рисом и игрушками одного цвета, но разных оттенков. Можно подготовить для занятий специальные карточки разных оттенков или использовать готовые дизайнерские веер-пантоны. Уже лето, а значит – пантон в руку и вперед на улицу – подбирать оттенки карточек к цветам на клумбах, зелени в парках и пр. Оттенков в природе великое множество!
Игры на различие светлых и темных оттенков: нарисуйте улицу в дневное и вечернее время, подберите темные и светлые майки двум командам футболистов. Налейте в несколько прозрачных стаканчиков одинаковое количество раствора краски, добавте в каждый стаканчик разное количество воды, и посмотрите, как меняется оттенок от темного к светлому. Более сложные варианты игр — это упражнения на подбор оттенков одного цвета с постепенным переходом от темного к более светлому и наоборот. Например, игра «Гусеница», в которой нужно выбрать из предложенных кругов образцы нужных оттенков и сделать цветовую растяжку от светлой головы гусеницы к темному хвосту с постепенным переходом.
Игры на различие холодных и теплых цветов: составить букет из бумажных цветов холодных оттенков для снегурочки и теплых – для солнышка. Детям постарше можно предложить нарисовать жар-птицу и Снежную Королеву, пустыню и Северный Полюс.
Игры на различие оттенков одного: сделайте трафареты с изображениями растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Или поиграйте в цветное лото с предметами разных оттенков одного цвета. Подберите к бумажным платьям поясок подходящего оттенка (платья одного цвета, но разных оттенков, удобно вырезать из каталогов одежды или журналов мод).

Вы и малыш чудесно проводите время за цветными играми, но как же узнать, сформировалось ли у ребенка восприятие цвета? Ответ утвердительный, если он умеет:
— соотносить цвета с образцом;
— находить цвета и оттенки по названию;
— правильно называть цвета и оттенки.
А если пока что-то не удается, продолжаем играть!

Список использованной литературы:
1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи — Москва: Просвещение, 1983 — с.64
3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
4. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
5. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – С.32.



comments powered by HyperComments

Получи весь архив игр в

top bottom left right left-top right-top left-bottom right-bottom
miiisu
2013-07-30 11:21:36
Спасибо вам! Очень интересно узнать, как именно вы называете оттенки? Я иногда и сама не уверена: фиолетовый это, тёмно-сиреневый или вообще лиловый...
poma_shka
2013-07-30 12:39:23
Здорово!! Спасибо , Катюш:-)), нам как раз пора к оттенкам переходить!
admin
2013-07-30 12:54:38
Рада, что мы вовремя )
admin
2013-07-30 13:04:05
Определяем на глаз :) и называем исходя из названий художественных красок (охристый), или из того, что с чем смешивается для получения оттенка (коричнево-желтый). В фиолетовом больше синего, в сиреневом - красного, в лиловом - розового... Есть сайты (строительного уклона): http://www.livemaster.ru/topic/142843-sovremennye-nazvaniya-tsvetov-i-ottenkov. И сервис Яндекса под названием «найди свой цвет в Яндексе»: http://yandex.by/yandsearch?rdrnd=467866&text=%D0%91%D0%B8%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA-%D1%84%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BE&lr=153&redircnt=1369254331.1 Можно вращать барабан стрелками рядом с ним, можно двигаться по кругу.
_ulitka
2013-07-30 15:17:02
А не подскажете, где обычному человеку можно добыть "дизайнерский веер-пантон"? Спрашивала в магазинах для художников - смотрят странно %)
jenevnika
2013-07-30 15:40:57
Я детям такой заказала, может и вам ссылка пригодится. http://www.amazon.co.uk/gp/product/B007VTT3CO/
sourire_marie
2013-07-30 18:13:35
Хорошая статья, спасибо! Теперь понятно с чего начинать и куда следовать в изучении цветов. Вообще у меня назрел вопрос по развивающим занятиям. Стоит ли идти в развивающий центр или развиваться только дома. И если делать это дома, то на какие источники опираться...
summer_katia
2013-07-30 20:37:15
У меня сейчас как раз конфликт между «начинайте с основных цветов» и «сразу называйте правильные оттенки». Не до конца понимаю, как совмещать. С рождения называла все оттенки без обобщений, а бабушка разучивала с ребенком основные цвета по альбому для развития речи и там ребенок все правильно показывал. Сейчас, в 19 мес. она без того альбома показывает не всегда правильно и все цвета называет синим. Видимо, отчасти произошла привязка именно к той книге, а не самим цветам, и думаю дать задний ход и засесть за описаные тобой занятия по 4 цветам. Большое, подробное спасибо!
summer_katia
2013-07-30 20:40:12
Прекрасная детская книга с пантоновскими цветами на английском: http://www.amazon.com/Pantone-Colors/dp/1419701800/ref=sr_1_2?s=books&ie=UTF8&qid=1375216754&sr=1-2&keywords=Pantone
summer_katia
2013-07-30 20:42:00
Это я промахнулась, хотела не вам ответить, а Кате.
Анонимно
2013-07-31 06:52:36
я скачала на айфон приложение с пантоном. называется Color Companion
admin
2013-07-31 08:22:02
Думаю, что цвета она различает отлично, и просто ей нравится синий )) Но да, пособия должны быть разные
admin
2013-07-31 08:23:14
Девочки отлично посоветовали. Можно еще попробовать на стройрынке или в строительных лако-красочных магазинах
admin
2013-07-31 08:26:54
Это может решить только ваша семья. Зависит также от возраста ребенка. Все, кроме хорового пения, плавания и некоторых групповых игр, доступно и дома. А источников сейчас масса, выбирайте методики, которые подходят именно вам и вашему малышу, совмещайте, опирайтесь на интуицию и потребности ребенка. Главное - желание. Обещаю сделать обзорный пост литературы для мам, не знаю только, как скоро смогу с нашим ремонтом )
miiisu
2013-07-31 12:51:15
Катя, ничего страшного - я тоже Катя ;)
miiisu
2013-07-31 12:52:45
Спасибо! Возьму на заметку ;) Барабан Яндекса вызвал сомнения после цвета 'звезды в шоке') ))))
admin
2013-07-31 13:11:35
ух ты, я такой и не видела там )
sourire_marie
2013-07-31 18:32:47
О, было бы здорово! А время в запасе подождать пост у нас есть, через месяц только годик, так что пока развивающие занятия и развлечения попроще подбирать.
Анонимно
2013-08-03 20:11:34
Очень полезная статья получилась! Всегда с удовольствием читаю все, что касается развития ребенка. А вы водите дочку в развивающие центры или только сами занимаетесь?
admin
2013-08-06 08:33:29
спасибо. Мы ходим вместе два раза в неделю в маленькую развивающую студию, где занятия вместе с родителями длятся 2 часа. Сейчас летние каникулы, с сентября возобновим. Для меня это вопрос скорее не пользы, а приятного времяпровождения
top bottom left right left-top right-top left-bottom right-bottom
войти

E-mail:

Пароль:

Регистрация Вспомнить пароль
Восстановление пароля

Ваш e-mail:

Введите адрес электронной почты, который вы указали при регистрации, и наша фея отправит Вам пароль.